Во вторник, 28 января, в здание ликвидируемого банка ABLV с обыском нагрянули сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), Государственной полиции и специального подразделения Omega. Латвийское телевидение сообщило, что работа банка была приостановлена, работники покинули помещения.
Предполагается, что процессуальные действия проводятся в рамках расследования по делу о легализации как минимум нескольких десятков миллионов евро, добытых преступным путем.
Сам KNAB пока никакую дополнительную информацию не предоставляет.
Одновременно с событиями в ABLV банке Генеральная прокуратура распространила сообщение о проведении по меньшей мере 20 санкционированных обысков на територии Латвии и за рубежом, к которым привлечены сотрудники KNAB, Финансовой полиции, Службы госдоходов (СГД, VID), Комиссии рынка финансов и капитала, а также правоохранительные органы иностранных государств. В сообщении разъясняется, что все эти неотложные процессуальные действия связаны с расследованием дела об отмывании денежных средств в одном из кредитных учреждений на сумму не менее 50 млн евро. Прокуратура при этом не уточняет о каком конкретном кредитном учреждении идет речь.
«Материалы уголовного дела содержат информацию о том, что организованная группа, в которую входят представители нескольких стран, в период с 2015 по 2018 год проводила легализацию средств полученных преступным путем<…>, совершая перечисления в один из латвийских банков по фиктивным сделкам», — пишет Прокуратура.
По данным портала Delfi, иностранным государством, в котором также проводится обыск, является Беларусь, при этом в деле фигурирует шесть лиц, все из которых находятся в Латвии и имеют право на юридическую защиту.
Комиссия рынка финансов и капитала отказалась комментировать произошедшее, объяснив, что о действиях KNAB и прокуратуры комиссия информирована, но в интересах следствия не может давать комментариев.
Ликвидатор ABLV Винета Чуксте-Юрьева также отказалась комментировать обыск, лишь отметив, что в банке никто не задержан.
Руководитель департамента коммуникаций ABLV Bank Янис Бунте сообщил агентству LЕТА, что ABLV банк не располагает информацией, с чем связаны действия сотрудников правоохранительных органов в здании банка.
«Ранее и банк, и его акционеры подтвердили, что будут сотрудничать и уже сотрудничают со всеми органами. Банк уже обеспечил Службе финансовой разведки полный доступ к своим историческим данным», — сказал Бунте
Напоминаем, что в феврале 2018 года финансовая полиция Минфина США (FinCEN) выпустила заявление о планируемых санкциях против ABLV Bank за реализацию схем отмывания денег. FinCEN, в частности, обвинял кредитное учреждение в содействии незаконным транзакциям, в том числе связанным с Северной Кореей, которая находится под международными санкциями, и коррупции. Заявление FinCEN повлекло за собой решения Европейского Центрального банка в отношении ABLV банка, из которого стало ясно, что банк не сможет продолжать свою деятельность. Тем не менее, примерно за неделю после заяввления FinCEN из банка вывели 600 млн евро; а акционеры решили запустить процедуру самоликвидации банка, летом 2018 года ее удалось согласовать.
В сентябре 2019-го появилась информация, что Служба финансовой разведки заморозила в ABLV банке почти сто миллионов евро и что эта сумма может увеличиться в несколько раз. Также правоохранительные органы завели несколько уголовных дел, связанных с банком или его клиентами. Сообщалось, что следствие заинтересовалось и ролью самого банка в возможных случаях отмывания денег.
В октябре же глава Комиссии рынка финансов и капитала Санта Пургайле, заявила, что намерена изучить решение о самоликвидации ABLV Bank и оценить, был ли избранный сценарий лучшим из возможных.
Источники: Прокуратура, SmartLatvia, Delfi.